Что
реформа образования нам готовит?
Немодная и неактуальная в последнее время тема образования с недавних пор вновь всплывает на поверхность. Происходит это благодаря грядущей реформе этого самого образования. Эта реформа муссируется в самых разнообразных кругах, находит своих адептов и противников. Однако значительная часть населения, прежде всего молодежи, не вполне представляют себе ее смысл, значение и цели.
Итак, для начала нас ждет сокращение бюджетных мест. Уже в этом году количество бюджетных мест в государственных вузах сократится на 43 тысячи за счет гуманитарных специальностей. В результате в этом году на бесплатное обучение могут рассчитывать 567 тысяч 285 студентов, тогда как аттестат о среднем образовании получат 1 миллион 293 тысячи выпускников. Выходит, что более половины выпускников будут вынуждены оплачивать обучение сами. С каждым годом количество бюджетных мест планируется сокращать. Но это еще цветочки.
Ягодками же будет следующее. Суть реформы, способной полностью изменить систему российского высшего образования – деление вузов на три категории. Статус привилегированных национальных университетов получит ограниченное число мультидисциплинарных учебных заведений (от десяти до двадцати): им обещают предоставить полное государственное финансирование и право самостоятельно определять академическую политику. И, значит, решать, переходить им или нет на двухступенчатую систему бакалавриата-магистрату-ры, которая в ближайшие годы будет введена повсеместно, и определять круг и программу экзаменов. Федеральными объявят
около двухсот вузов, они получат и меньше денег, и меньше свобод. Вполне возможно, что их ректоры будут назначаться сверху чиновниками из министерства. Третья категория — вузы регионального значения — смогут предоставить бюджетные места только бакалаврам. А это значит, что подготовка специалистов и магистров полностью перейдет на внебюджетную, платную основу и систему образовательных кредитов, закон о которых только-только разрабатывается. Разделять учебные заведения на группы хотят в зависимости от уровня знаний, которые они обеспечивают. Система оценки будет включать около 60 критериев. Основным критерием предложили выбрать очень неожиданный — зарплату выпускников.
Понятно, что наименее значимые с государственной точки зрения учебные заведения не смогут выстоять в новых условиях и закроются. И вероятно, это будут, в первую очередь, медицинские, педагогические, сельскохозяйственные и вузы культуры. Потому что, согласно статистике, пять последних мест по уровню заработной платы занимают следующие специалисты (по убыванию): врачи, ученые, педагоги, люди культуры,
работники сельскохозяйственной сферы.
Видимо, в правительстве посчитали, что образовательная система должна быть экономной. Но ведь образование – это такая сфера жизни общества, которую нельзя мерить сугубо экономическими категориями. Это не сфера бизнеса, а сфера культурного воспроизводства нации и сфера социализации человека. Если мы будем забывать об этих функциях, мы лишим себя полноценной системы образования, а, следовательно, и полноценного общества.
Понятно, что грядущая реформа образования должна практически похоронить как возможность учиться бесплатно, так и всю систему высшего образования. Наша же задача – не допустить этого. Как мы сможем этого добиться? Только организованной борьбой, создавая независимые профсоюзы студентов и старшеклассников, участвуя в борьбе Революционного комсомола.
REDактор